Советы психологов
Человек сам творец своего настроения.
- В стрессовом состоянии не следует принимать никаких решений.
- Сосчитайте до десяти.
- Медленно вдыхайте и выдыхайте.
- Смочите лоб, виски, артерии на руках холодной водой (кусочком льда).
- Посмотрите на небо. Наберите в стакан воды, сока и медленно пейте.
- Смотрите на любой предмет, отвлекающий вас, рассмотрите внимательно этот предмет, найдите в нем что-то новое. Потрясите кистями, руками, ногами.
- Сожмите кисти в кулак что есть силы и продержите так 10 секунд, сбросьте напряжение; то же самое проделайте с локтями, плечами, животом.
- Сделайте себе массаж лица и головы. Помассируйте мышцы радости на верхней части щек.
- Нарисуйте вашу стрессовую ситуацию. Сожгите рисунок.
- Пошлите все к чертям и прогуляйтесь без спешки, смотря на толпу и красивых людей.
- Закройте глаза. Медленно представьте то место, где вам было хорошо и комфортно («безопасное место, в котором восстанавливаются ресурсы»).
- Подумайте о ваших друзьях и близких, которые думают о вас, несмотря ни на что.
- Сходите на природу.
- Послушайте музыку.
- Посмотрите комедийный фильм.
- Не замыкайтесь в себе. Не носите в себе. Обсудите это с человеком, которому доверяете. Можно использовать телефон доверия, советы психолога.
- Дайте полную волю воображению по поводу мучающей вас мысли, доведите ее до абсурда, уясните смехотворность и страхи рассеются. «Я спешу посмеяться над собой, иначе мне пришлось бы расплакаться» (Бомарше).
- Помогает физическая активность: бег, физические упражнения, домашняя работа, движения под музыку (до пота).
- Попробуйте помочь тому, кому в этот момент еще хуже, чем вам.
- Можно поплакать, ибо «печать, не выплаканная в слезах, заставляет плакать внутренние органы» (психолог Быков).
- Улыбнитесь, сквозь зубы, вымученно, зло, с оскалом, но все равно улыбнитесь.
- Не отчаивайтесь, «думайте над решением проблемы, а не о ней самой» (Карнеги)
Как готовиться к экзамену
1. Готовиться лучше по плану, схеме, карте, рисунку, удачному конспекту.
2. Не повторяй то, что не понял, сначала разберись.
3. Достигнешь лучших результатов, если одновременно будешь готовить по два различных предмета.
4. Самые продуктивные часы для умственной деятельности: с 8 утра до 12 часов, с 15 часов – спад.
5. Трудные предметы или темы повторяй в наиболее производительные для организма часы, легкие – вечером.
6. Если чувствуешь себя «не в настроении», начинай занятия с наиболее интересного предмета или темы.
7. Если вдруг возникает страх перед предметом, надо резко встать, отвернуться от стола, сделать 10 глубоких медленных вдоха грудью и 10 медленных выдохом животом.
8. Обязательно делай короткие, но регулярные перерывы, отдыхай, не дожидаясь усталости.
9. Писать шпаргалки целесообразно для лучшего запоминания и систематизации материала, так как прочитанный вами материал анализируется и записываются главные и основные мысли, но пользоваться ими не рекомендуется.
10. Перед уроком (экзаменом) рекомендуется листать уже знакомые материалы, это улучшает настроение, самочувствие.
Как подготовить организм к экзаменам
1. Полноценно питайся: мясные и рыбные продукты, овощи и фрукты, которые усиливают обмен веществ в организме.
2. Поддержи себя витаминами. Поливитамины, чеснок содержат почти весь комплекс витаминов, необходимых организму, снимают усталость, повышают мышечный тонус и работоспособность.
3. Исключи возбуждающую нервную систему напитки: кофе, крепкий чай, пиво, алкоголь.
4. Обязательно делай физические упражнения или движения под музыку. Это помогает поднять настроение, повышает мышечный тонус, заставляя активно работать головной мозг.
5. Делай короткие, но регулярные прогулки на свежем воздухе, чаще проветривай комнату, так как недостаток кислорода заметно снижает умственную деятельность.
6. Необходим полноценный сон (не более 7 – 8 часов), который приносит отдых организму, способствует восстановлению и накапливанию энергии в клетках мозга. Если после умственного утомления трудно уснуть, делайте дыхательную гимнастику: 10 медленных глубоких вдоха грудью и 10 медленных выдоха животом. Однако у плохо выспавшегося человека снижается память и сообразительность на 50 %.
7. В особо ответственные дни (контрольная, зачет, экзамен) тщательно следи за своим здоровьем и настроением, т.е. исключи причины дополнительного нервного и эмоционального напряжения (ссоры, конфликты, плохие мысли).
«Экзамены без стресса!»
Советы психолога учащимся, сдающим экзамены
Китайская мудрость гласит: «К вершине горы ведут разные тропинки». Поэтому пусть советы, которые мы предлагаем Вашему вниманию, помогут открыть для Вас новые горизонты Вашего успеха!
В экзаменационную пору всегда присутствует психологическое напряжение. Стресс при этом - абсолютно нормальная реакция организма. Легкие эмоциональные всплески полезны, они положительно сказываются на работоспособности и усиливают умственную деятельность. Но излишнее эмоциональное напряжение зачастую оказывает обратное действие. Причиной этого является, в первую очередь, личное отношение к событию. Поэтому важно формирование адекватного отношения к ситуации.
Экзамены - лишь одно из жизненных испытаний, многих из которых еще предстоит пройти. Не придавайте событию слишком высокую важность, чтобы не увеличивать волнение.
Советы психолога учащимся, сдающим экзамены:
• Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.
• Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах.
• Составь план занятий. Для начала определи: кто ты - "сова" или "жаворонок", и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: "немного позанимаюсь", а какие именно разделы и темы.
• Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно "раскачаться", можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.
• Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут - перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.
• Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.
• Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий.
• Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов (на заданиях в части А в среднем уходит по 2 минуты на задание).
• Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.
• Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.
Можно использовать некоторые методы, чтобы совладать со стрессом:
Экзаменов боятся все. Первое желание - наглотаться успокаивающих. Но валерьянка, валокордин, не говоря уж о более серьезных средствах, успокаивают не только нервы. Они затормаживают все процессы в организме. В тот момент, когда мозг должен был бы работать на максимальной скорости, он будет ленив. Результат - полное спокойствие при оглашении провального балла за экзамен.
Во-первых, вы можете прокрутить весь экзамен у себя в мозгу. Вот вы успокоились, входите в аудиторию, там вы в спокойном состоянии отвечаете на все вопросы. "Прожив" это в голове, во время настоящего экзамена вы будете чувствовать себя значительно спокойнее и увереннее.
Во-вторых, учите больше, чем требуется, и дольше, чем вам кажется необходимым. У вас должен остаться некоторый запас, который на экзамене поможет легче вспомнить материал и почувствовать больше уверенности в себе.
В-третьих, вы можете успокоиться непосредственно перед входом в аудиторию. Прекратите волнительные панические разговоры с товарищами и вспомните и воспроизведите в мозгу что-то приятное и спокойное, не относящееся к экзамену.
Если вы что-то забыли на экзамене, попытайтесь вспомнить это, используя свободные ассоциации. Запишите первое, что придет на ум по этой теме. Эти слова помогут вам выудить и другие и в конце концов вы сможете извлечь из мозга ответ на ваш вопрос.
Рекомендации по заучиванию материала
Повторять рекомендуется сразу в течение 15-20 минут, через 8-9 часов и через 24 часа.
Полезно повторять материал за 15-20 минут до сна и утром, на свежую голову. При каждом повторении нужно осмысливать ошибки и обращать внимание на более трудные места.
Повторение будет эффективным, если воспроизводить материал своими словами близко к тексту. Чтобы перевести информацию в долговременную память, нужно делать повторения спустя сутки, двое и так далее, постепенно увеличивая временные интервалы между повторениями. Такой способ обеспечит запоминание надолго.
Внимание и концентрация ослабевают, если долго заниматься однообразной работой. Меняйте умственную деятельность на двигательную. Не бойтесь отвлекаться от подготовки на прогулки и любимое хобби, чтобы избежать переутомления, но и не затягивайте перемену! Оптимально делать 10-15 минутные перерывы после 40-50 минут занятий.
Для активной работы мозга требуется много жидкости, поэтому полезно больше пить простую или минеральную воду, зеленый чай. Соблюдайте режим сна и отдыха. При усиленных умственных нагрузках стоит увеличить время сна на час.
Люди, настроенные на успех, добиваются в жизни гораздо больше, чем те, кто старается избегать неудач.
Рекомендации психолога для учащихся, сдающих выпускные экзамены
1. Начинайте готовиться к экзаменам заранее - за месяц-два до окончания учебного года, ежедневно уделяя этому занятию от получаса до нескольких часов.
2. Заблаговременно составьте план подготовки к экзаменам и следуйте этому плану.
3. Готовясь к устным экзаменам, старайтесь перефразировать основные мысли изучаемых текстов, переводя их с книжного языка на язык собственных мыслей. Этим будет достигаться более глубокое понимание и запоминание материала, исключающее бездумное зазубривание.
4. Лучше всего запоминается информация, которая пропускается через три системы восприятия: визуальную, аудиальную и моторно-чувственную, Поэтому важно при заучивании каких-либо определений, дат, формул представлять их себе образно, а также запоминать на слух и записывать.
5. Старайтесь не допускать мыслей о провале на экзамене, неверия в свои силы, а также состояний беспокойства и тревоги. Для того чтобы избавиться от навязчивых страхов и мыслей о провале нужно сосредоточиться на положительном образе, предварительно построив его. Так, после пробуждения утром и перед засыпанием вечером, а также один или несколько раз днем сосредоточьтесь и вообразите себя в обстановке заданного экзамена. Постарайтесь в воображении увидеть и почувствовать доброжелательных, приветливых экзаменаторов, добрых и уверенных одноклассников, себя в состоянии спокойствия, комфорта, полной уверенности, собранности и энергии. Воспроизводя этот образ, делайте его каждый раз все более ярким и жизненным, И каждый раз сознательно или случайно вспоминая об экзамене, старайтесь переживать по этому поводу только положительные состояния, заложенные в вышеописанный мыслеобраз.
6. Для успешной сдачи экзаменов, как и для выполнения любого ответственного дела необходимо обладать большим потенциалом энергии. Когда потенциал энергии большой, то человек чувствует бодрость, внутреннюю легкость и раскрепощенность, живость, собранность, желание действовать, прилагать усилия, терпеливость и выносливость. Чтобы в процессе подготовки к экзаменам энергетический потенциал не понизился, а, может быть, даже возрос, необходимо соблюдать некоторые правила: а) хорошо высыпаться, особенно в ночь перед экзаменом - для этого стараться ложиться спать не позже двенадцати ночи и вставать не позже девяти утра; б) учебные занятия чередовать с физическими упражнениями, прогулками, работой, играми на свежем воздухе; в) избегать ссор, конфликтов, выяснения отношений и других стрессов; г) не злоупотреблять жирной, мясной, мучной и сладкой пищей, также крепким чаем, кофе, а особенно табаком и алкоголем.
7. Не поддавайтесь искушению осуществлять подготовку к экзамену на речке, озере, в лесу или в поле, загорая, потому что в непривычных условиях качество подготовки будет гораздо ниже обычного.
1. За предыдущие годы учёбы у вас, возможно, уже накопился опыт в сдаче экзаменов. Не нарушайте его и сейчас.
2. Чтобы наиболее эффективно использовать время, отводимое на подготовку к экзаменам, полезно заранее составить план своей работы. Продуктивно человек может заниматься до 8-10 часов в день.
3. Желательно заставить себя просыпаться пораньше и посвящать ранние часы учёбе. Учёные утверждают, что легче всего отчаянно сопротивляющиеся мозги воспринимают информацию с 7 до 12 часов и с 17-18.
4. Для хорошего усвоения материала желательно повторить его не менее 4 раз. Но каждое повторение должно отличаться:
· Первый просмотр материала – общая ориентировка;
· Выявление основных идей текста;
· Повторение наиболее существенных фактов;
· Составление плана и повторение по нему.
5. Необходимо усвоить закон: если не знаешь хотя бы один вопрос из ста, то попадётся именно он.
6. Поспите хотя бы один час днём.
7. Желательно утром до подготовки бывать 30-40 минут на свежем воздухе.
8. Не маловажную роль играет правильное питание.
9. Главное – это подготовить себя морально к освоению большого количества материала.
Следуя выше перечисленным советам, вы сможете облегчить себе подготовку к экзаменам.
Желаем удачи!!!!!
раскрыть » / « свернуть