Заинтересовать родителей активной оценкой- задача нелёгкая по двум причинам:
- Обманчиво само название – создаёт иллюзию, что речь идёт только про оценку;
- Родители в большинстве своём давно окончили школу и вернуть их туда будет не просто.
Для меня активная оценка – это проверка предыдущих принципов обучения, проведение выводов; если человек эффективно учится, что ему помогает и как это использовать?
1 шаг
Предложите родителям вспомнить то время, когда они учились сами.
Учитель просит выполнить учеников какое-то задание. Допустим, они знают, про что идет речь и работают над заданием. Но что они чувствуют?
Думаю, что большинство из них ответит: « Зачем мы это делаем?»
Правильно, сложно выполнять задание, если не знаешь цели. Поэтому активная оценка требует, чтобы учитель озвучил цель урока, при этом на понятном для них языке.
2 шаг
При активной оценке учитель на каждом уроке определяет, на что будет обращать внимание, другими словами определяет «критерии оценки». Это требует от учителя большой дисциплины, т.к. он будет придерживаться условия и фактически будет проверять только то, что объявил.
При активной оценке мы информируем учеников, что будем оценивать ( высоту и наклон букв, написание слов с непроизносимыми согласными в корне, знания названий рек и озёр Беларуси).
Ученик, зная, критерии оценки, может проверить, хорошо ли он подготовился к проверке.
Приведите родителям пример, что и сами они хотели бы на работе получать всегда от своего руководителя конкретные указания относительно выполняемой работы.
3 шаг
Допустим, дети уже знают, что и для чего они будут учить, и что у них проверят. Но как их заинтересовать учёбой? Это непростая задача для учителя. Столько интересных вещей и занятий в мире, а тут нужно учиться…
Вы проходите на уроке математики чётные и нечётные числа. Можно, объяснив детям новый материал, спросить у учеников: « А день вашего рождения, номер дома, квартиры – чётное или нечётное число?» Такой вопрос (при активной оценке он называется ключевым) безусловно заинтересует детей. И это один из примеров.
4 шаг
Допустим, что учитель заинтересовал учеников, задав ключевой вопрос. Однако, как тут выдержать все 45 минут урока? Возможно, чем-то заинтересовать легко, но чем-то и не очень просто. Неужели всё время только решать задачи? Конечно же, нет! При активной оценке большую роль играют те вопросы, которые задают ученику учителя, и те, что задаёт учитель ученикам. Важно, чтобы ученик имел время порассуждать над ответом, чтобы обсудил его с друзьями в классе. Учитель при активной оценке старается, чтобы все ученики были включены в содержание урока и помогали друг другу, учились один у другого.
5 шаг
Поинтересуйтесь у родителей, что они спрашивают у своих детей, когда те приходят домой из школы? (Что ты получил? А выше оценку не мог получить?)
Дети не любят эти вопросы, особенно тогда, когда нечем похвалиться. Школа танцует вокруг оценки. Учителя иногда говорят, что низкий балл мотивирует ученика к учёбе. А любят ли дети тот предмет, по которому получают низкие оценки? ( Егорёнков, тебе, как всегда 4 ! Мотивирует? ) Ученик думает: почему только 4, что я сделал плохо, как должно быть хорошо; неужели в моей работе нет ничего хорошего?
Оценка даёт ученику никакой информации, кроме той, какая размещает его в рейтинге достижений класса. Активная оценка советует расширить понятие «оценка» до «оценки, которая помогает учиться». Учитель вместо баллов передаёт ученику информацию: что он сделал хорошо, что плохо, как ему исправить свою работу и что ученик должен делать дальше. Таким образом, учитель использует работу ученику, чтобы усовершенствовать процесс его обучения.
Такая возвратная информация может быть использована и родителями, чтобы помочь ребёнку в его обучении.
Таким образом, вместо того, чтобы спрашивать у ребёнка про оценку, родители должны спросить: «Чему ты сегодня научился?»
Также спросить у своего ребёнка, зачем он ходит в школу? Так как дети большую часть своего времени проводят в школе, хорошо было бы, чтобы они делали это с толком. В школе их должны ценить, а не критиковать.
Случается, что ребёнок болеет неделю, сидит с родителями дома. Родители занимаются с ним, не учась по 6 часов в день. Но справляются с усвоением материала. Дети много времени отдают школе. Что правда, они при этом социально развиваются, и это надо ценить, но признайте, что время урока должно быть эффективно использовано на обучение.
Объясните родителям, чтобы они не добивались оценок, потому что тому, кто учится, они не приносят никакой пользы.
6 шаг
Совместная дискуссия, поиск решения, определение ответа в парах даёт ученику чувствовать безопасности, возможность учиться друг у друга и практику сотрудничества, такую важную во взрослой жизни.
Родители должны поддерживать учителей, которые используют метод проектов, часто предлагают работу в парах, учат взаимооценке и заботятся, чтобы ученики умели содействовать.
7 шаг
Родители иногда слышат, что их ребёнок ленивый и безответственный. А как ему быть ответственным, если он не имеет личной свободы. Должен ходить в школу, должен учиться тому, что есть в программе, должен сдавать экзамены.
Но в школе есть место, чтобы научиться ответственности. При активной оценке учителя заботятся, чтобы ученики практиковали самооценку, учат, как это делать. Это содействует тому, что ученики берут на себя ответственность за процесс обучения. В жизни это очень пригодится.
8 шаг
Учитель, который оценивает активно, стремится к настоящему содействию с родителями. Он информирует их об успехах, консультирует, как с ребёнком работать, планирует развитие ученика с родителями. Такому учителю нужно доверять и помогать.
раскрыть » / « свернуть