1) соблюдать принцип «от простого к сложному»;
2) осуществлять переход к следующему изучению материала только после
усвоения предыдущего; поощрять малейшие успехи детей, оказывать им
помощь, развивать у ребенка веру в собственные силы и возможности;
3) снижать объем и скорость выполнения письменных заданий по всем
предметам и контрольных работ по русскому языку;
4) при выполнении заданий: поэтапно разъяснять инструкции; выделять
ключевые слова; передавать краткое содержание параграфа; заранее
предоставить список вопросов, на которые впоследствии надо будет
ответить;
5) дробить вопрос на более мелкие, если возникает затруднение с ответом;
6) обязательно работать с дневником учащегося, выставлять отметки, делать
записи об успехах;
7) к подаче материала подходить очень обдуманно и не требовать от
обучающегося того, что он не может сделать, психологическое состояние на конкретный момент;
8) выбирать оптимальные способы и сроки представления результатов:
альтернативного ответа, помощь в заполнении оценочных бланков,
предоставление неограниченного времени, возможности выполнения
работы дома;
9) помнить о том, что нельзя сравнивать результаты работы ученика с ОПФР
с достижениями других учащихся: текущая работа учащихся с ОПФР
сравнивается только с их предыдущей работой.
Требования к уроку с детьми с особенностями:
1) воздействие на все органы чувств;
2) разнообразные виды деятельности;
3) обращение к опыту ребенка;
4) комфортные условия на уроке;
5) ребенок должен испытывать успех в преодолении трудностей;
6) содружество учителя и учащихся;
7) предъявление заданий малыми дозами;
8) игра;
9) формирование чувства самодостаточности, уважение к личности
(можно осудить поступок, но не личность).
При организации образовательного процесса с учащимися с ОПФР необходимо соблюдать следующее:
1) принимать учащихся с ОПФР, как и любых других учащихся класса;
2) вовлекать учащихся в коллективные и групповые формы обучения;
3) применять другие стратегии коллективного участия - игры, совместные
проекты, практические наблюдения, частично - поисковые приемы;
4) использовать приемы дифференциации и адаптации учебного содержания
применительно к учебным возможностям «особых» учащихся,
осуществлять индивидуальный подход.
Методические приемы, необходимые для успешного обучения учащихся с ОПФР:
^ поэтапное разъяснение заданий.
^ последовательное выполнение заданий.
^ повторение учащимся инструкции к выполнению задания.
^ обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.
^ смена видов деятельности.
^ подготовка учащихся к смене вида деятельности.
^ чередование занятий и динамических пауз, физкультминуток.
^ предоставление дополнительного времени для завершения задания.
^ предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания.
^ работа с компьютерным тренажером.
^ использование карточек с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.
^ использование упражнений с пропущенными словами/предложениями.
^ дополнение печатных материалов видеоматериалами.
^ обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске.
раскрыть » / « свернуть